История развития пространственной композиции города Краснодар



Классический период развития Екатеринодара



Архитектурная композиция города, развиваясь на протяжении около 200 лет, впитала в себя особенности различных исторических эпох, архитектурных течений, школ и направлений.

На первичную планировочную структуру преобладающее влияние оказала централизация в планировке городов, проводимая “Канцелярией от строений”, созданной в 1768 году. Архитектура первых зданий и сооружений формировалась под влиянием традиций и обычаев запорожских казаков, основавших в 1793 году город Екатеринодар.

Влияние в начале Петербургской школы зодчества, а затем Московской наложило вместе с особенностями южнорусской архитектуры своеобразный отпечаток на весь архитектурный облик города.

Планировочные решения первых генеральных планов (1793 и 1819 гг.) выполнено в стиле классицизма (рис. 1.1).

Рис. 1.1 Схема структуры города 1793 г.

Рис. 1.1 Схема структуры города 1793 г.

Общий характер местности, выбранной для строительства города, определялся военными соображениями. Прежде всего, его стратегическими расположением и удобствами обороны, что обеспечивали две извилистые равнинные реки - Кубань и Карасун. Правый берег реки Кубань имеет три террасы, поднятые на 20 метров относительно уровня реки. Первая - пойменная заболоченная, переменной ширины затапливалась паводковыми водами. Вторая терраса имеет превышение 6-7 метров. Была покрыта лесами. Третья - приазовские степи с преобладанием степной растительности. Левый берег пологий с большими открытыми пространствами (рис. 1.2).

Военный образ жизни и кордонная служба не оставляли обитателям города времени и средств на его обустройство, и долгие годы войсковая столица внешним своим обликом почти не отличалась от станиц Земли войска Черноморского. Исключение составляли лишь грандиозный войсковой Воскресенский собор да «присутственные места» и каменная богадельня со Скорбященской церковью.

Рис. 1.2 Схема высотности 1793 г.

Рис. 1.2 Схема высотности 1793 г.

Описание города в книге 1858 года о черноморских казаках: «Местоположение города, болотистое и нездоровое, представляет мало удобств для обитания не только город¬ского, цивилизованного, но даже самого простого и близкого к природе. Осенью и весной, нередко даже и среди зимы, улицы города бывают наполнены топями, почти непроходимыми. Тогда воз с тяжестью проехать по ним не может. Вследствие чего базары, на которые привозятся съестные припасы для пропитания городского населения, учреждаются вне города, и кому с какого угла надобно въехать в город, тот туда и направляется с поля, хоть бы для этого приходилось околесить верст десять. В то печальное время на главнейших площадях образуются озера, и люди, не любящие шутить, утверждают, что ви¬дят на них диких уток. Много трудов было уложено на осушку города посред¬ством канав, но это нисколько не помогло, потому что пло¬щадь, занимаемая городом, приподнята у краев и вдавлена посредине. Вид ее поверхности сравнивают с блюдом и находят, что сколько она удобна для огорода, столько же невыгодна для города.

В граде насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глины и покрытых камышом и соломой. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железной крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано "вольно, ребята": они стоят и лицом, и спиной, и боком на улицу, какая в каком расположении духа или как какой выпало по приметам домостроительной ворожбы, предшествовавшей ее постановке. Одни из них выглядывают из-за плетня, другие из-за частокола, третьи, и немногие, из-за дощатого забора, но ни одна не выставится открыто в линию улицы. Напротив, большая их часть прячется в глубь двора, сколько можно догадываться, по сознанию своей некрасивой и бедной наружности. В хатах и дворах соблюдается чистота, на улицы выбрасывается сор, где и лежит он, пока поглотят его лужи.»

Рис. 1.3 Схема функционального распределения территорий 1793 г.

Рис. 1.3 Схема функционального распределения территорий 1793 г.

Планировка города характеризуется типичными для русского градостроительного искусства чертами (рис. 1.3):

- укрепленная крепость выдвинута в долину;

- значение военного и административного центра усиливается собором, поставленным в центре прямоугольной крепости и прекрасно обозреваемой с противоположного берега;

- вся планировка подчинена ровному характеру местности, опираясь восточными и западными границами в естественные водные преграды;

- прямоугольная система кварталов с размерами 100 саженей на 100 саженей, позволяющая наиболее эффективно осуществлять функции контроля и надзора, т.е. решать военные и полицейские задачи, столь необходимые в пограничном городе.

Общий характер построения крепости и ее планировка отвечали характеру линейной фортификации запорожских казаков. В дальнейшем от крепости отошли три дороги: к Донской области, городу Тамани и Ейску, а также к Ставрополю, объединившие все военные поселения и крепости в единую оборонительную линию.

А с изменением функций края превратились в основной планировочный хребет современной системы расселения на правом берегу реки. Эти направления оказались в дальнейшем наиболее устойчивым планировочным элементом, менее всего подверженным случайностям развития и роста. Поэтому дороги и планировка форштадта стали главным композиционным и градостроительным фактором, с учетом которого шел дальнейший территориальный рост города.

Рис. 1.4 План города 1848 года

Рис. 1.4 План города 1848 года

Четкая, регулярная, шахматная планировка резко контрастировала с живописными берегами рек и отвечала главной функции города - военной с ее нехитрой и несложной индивидуальной и общественной жизнью. Размеры города определены в пределах пешеходной доступности с преобладающими меридиональными связями, тяготеющими к крепости.

Первый инструментальный план города 1848 года позволяет судить о расширении его границ, о значительном усложнении его функций, особенно торговых. Город теряет свои оборонительные функции, развивается сеть дорог (рис. 1.4), появляются первые предприятия по производству товаров. Планировка кварталов сохраняется прямоугольная (квадрат), дворовые пространства - прямоугольные. Жилище расположено в глубине участка произвольно относительно улицы. Застройка разреженная. В каждом квартале по 8-10участков. В течение 30-40 лет город вырос до границ, предусмотренных генеральным планом 1819 года. С начала 60-х годов рост города приостанавливается более чем на 30 лет. Постепенно срываются рвы и валы, окружающие крепость и город.

До конца 1840-х годов о какой-либо градостроительной политике в Екатеринодаре не было и речи.


Эклектика и модерн (1867-1917 гг.)



С окончанием Кавказских войн (1864г), город окончательно потерял стратегическое значение, и в 1867 г он получил гражданские права и был причислен к городам Российской империи. В конце 60-х годов, в связи с большим притоком населения был составлен проект увеличения городской территории почти вдвое. Население с 1871 г до 1891 г выросло больше чем на 50 тыс. Екатеринодар стал превращаться в шумный торгово-купеческий город.

Рис. 1.5 Схема структуры города 1900 г.

Рис. 1.5 Схема структуры города 1900 г.

С этого времени началось бурное развитие города, во многом обусловленное ростом численности его населения и сопровождающееся территориальным ростом и изменением пространственного облика.

Екатеринодар постепенно приобретал «городские черты». К началу ХХ столетия это был крупный торгово-промышленный и культурный центр Юга России, имевший также значение транспортного узла и сохранивший статус административного центра Кубанского казачьего войска.

В 1867 г прокладывается железная дорога, которая вместе с рекой Карасун окончательно закрепляет композиционную разорванность города (рис. 1.5).

В старой части города продолжает формироваться главная композиционная ось, к которой примыкают две площадки: культовая и административная. Площадями их можно назвать условно, - это скорее озелененные скверы, в одном из которых располагается главный собор, в другом - памятник Екатерине П (рис. 1.6).

Рис. 1.6 Схема основных общественных пространств на 1900 г.

Рис. 1.6 Схема основных общественных пространств на 1900 г.

Город имеет три торговые площади, почти равномерно распределенные на территории.

Вертикальная композиция складывается из нескольких архитектурных доминант, расположенных по диагонали старой части города. С восточной стороны – Екатерининская церковь, с западной – церковью Св. Троицы (рис. 1.7).

Рис. 1.7 Схема высотности на 1900 г.

Рис. 1.7 Схема высотности на 1900 г.

В 1899 г, без учета генерального плана, не решившего основных вопросов планировки, была предпринята попытка пробивки диагонального проезда к центру города, для чего была насыпана Чистяковская дамба.

Открытие нефти на Кубани в 1909, вызвало необычайный подъем промышленного и гражданского строительства. Планировалось продолжение строительства новых железнодорожных линий. Екатеринодар превращался в крупный железнодорожный узел.

Характеризуя архитектурный облик Екатеринодара начала ХХ века, следует отметить его ярко выраженную эклектичность, выражавшуюся в том, что классическая ортогональная планировочная основа была наполнена архитектурным содержанием, относящимся к различным художественным стилям, - от «украинского борокко» до поздних форм модерна.

Особенностями пространственной среды Екатеринодара, сохранявшимися на протяжении всего ХХ века, являются также «малоэтажность» застройки, обилие непрофессиональных построек даже в центре города, сельский характер застройки отдельных районов, масса небольших скверов (рис. 1.8).

Рубеж веков Екатеринодар преодолел, располагая многими атрибутами городского благоустройства и имея довольно развитую инфраструктуру. Еще в 1894 году главная улица - Красная - освещалась электрическим светом, тогда же начал функционировать городской водопровод.

Рис. 1.8 Схема основных функций на 1900 г.

Рис. 1.8 Схема основных функций на 1900 г.

А в 1900 году была запущена линия электрического трамвая, к 1912 году - замощена половина екатеринодарских улиц.

Вот выдержка из статьи Бондаря и Марковой: «В начале ХХ столетия высотной доминантой начала Красной служила Воскресенская церковь, а место, где она заканчивалась, переходя в Ростовскую улицу и бульвар - при пересечении улицы Новой (Буденного), - было акцентировано обелиском, воздвигнутым в честь Кубанского казачьего войска в 1897 году по проекту архитектора В. Филиппова.

В начале улицы располагался Екатерининский сквер, названный так по находившемуся в его центре грандиозному памятнику Екатерине Великой. Открыт он был в мае 1907 года.

С восточной стороны к скверу примыкал дворец наказного атамана Кубанского казачьего войска и начальника области. А за ним располагался уникальный по составу находившихся в нем растений дворцовый сад.

Западная сторона Екатерининского сквера выходила к монументальному зданию окружного суда».

На главную улицу, в средней ее части, выходила западной стороной Соборная площадь, получившая свое название от располагавшегося в центре квартала главного войскового храма - собора во имя св. благоверного князя Александра Невского.

Окружение собора и площади составляли монументальные здания Александровского реального училища, Первой женской и Первой мужской гимназий, Гранд-отеля, отеля «Централь» и дом Христофора Богарсукова.

Правда, стоит отметить, что большинство выдающихся в архитектурном отношении зданий дореволюционного Екатеринодара находились на улице Красной в пределах ближайших к ней кварталов. Прочие городские территории - Покровка, Дубинка, Ивановка, Дмитриевка - представляли собой кварталы частновладельческой застройки с огородами и садами и имели поэтому «сельский вид».

Однако развитие города осуществлялось без разработанного генерального плана, без какой-либо градостроительной идеи. Продолжали развиваться заводы на западе, востоке города и начала образовываться южная промышленная зона.

Строительство в эти годы резко усложнило планировочные вопросы, породило прецедент чересполосицы промышленности и жилья в центральной зоне.

Хаотичное развитие промышленности, высокая плотность застройки кварталов, выборочная застройка – основные экономические признаки, имеющие отношение к композиции. Начало формирования индустриально-аграрного города, т.е. появление предпосылок. Дальнейший кризис планировочной структуры.


Неоклассицизм (сталинский ампир) и индустриальный стиль в пространстве города.



В период 1929-1930 г, арх. Д.К. Шибаевым была разработана планировка г. Краснодара (рис. 1.9).

Рис. 1.9 планировка г. Краснодара, разработанная арх. Д.К. Шибаевым

Рис. 1.9 планировка г. Краснодара, разработанная арх. Д.К. Шибаевым

Одним из основополагающих моментов схемы генерального плана – рассмотрение перспектив развития города совместно с окружающими поселениями, т.е. были намечены черты районных планировок.

Важнейшим, архитектор Шибаев, считает планомерное размещение промышленности, четкое зонирование всей городской территории с учетом перспективного развития жилых зон в сочетании с зонами отдыха, а также зоны сельского хозяйства и промышленности.

В особую зону выделяется деловой центр (рис. 1.10).

Город в целом трактуется как аграрно-индустриальный центр с интенсивным развитием промышленности и постепенным переходом в индустриально-аграрный центр Кубани.

Преобладающее значение получает широтное развитие города.

Архитектура зданий и планировочные решения в послевоенные годы в основном повторяют известные стилевые особенности советской архитектуры периода 30-50х годов.

Очень характерна эволюция развития городского строительства как по материалам стен, способам постройки, так и по назначению зданий. В начале 19 века жилая застройка в основном велась из подручных материалов. Земляные или сложенные из землебитного кирпича, турлучные, саманные и деревянные строения. В конце первой половине 19 столетия широкое распространение получает кирпичное строительство. Со второй половины века начинают сооружаться двух- трехэтажные здания гражданского назначения.

Особый характер на архитектурный облик города оказал период индустриализации. В 60 годы основным типом жилого дома становится пятиэтажный тип дома. Со второй половины 70-х годов основным типом становится 9-ти этажный.

Рис. 1.10 Схема основных функций на 1930 г.

Рис. 1.10 Схема основных функций на 1930 г.

Расширившиеся функции города, усложнение его социальной структуры отражены в широкой номенклатуре жилых, общественных, промышленных зданий и сооружений. Значительные изменения претерпели планировочные решения. От послевоенных кварталов, построенных «горьковским» методом, к укрупненным кварталам, от них к микрорайонам со свободной или регулярной планировкой жилых групп к проектированию жилых комплексов - таков краткий путь эволюции послевоенных планировочных идей (рис. 1.11; 1.12).

Рис. 1.11 Схема по Генеральному плану 1972 г.

Рис. 1.11 Схема по Генеральному плану 1972 г.

Как описывается в книге Лихоносова «Наш маленький Париж»: «И все прочее в Екатеринодаре как в далеком великом Париже, но чуть наособицу, на свой южный казачий лад. Там, в Париже, площади, памятники и дворцы? Не отстали и мы. Вот Крепостная площадь с гордой Екатериной II, вот триумфальные Царские ворота на подъеме от станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной, и неприступный дворец наказного атамана, и благородное собрание, куда на ситцевые балы съезжается весь местный бомонд, и Чистяковская роща неда¬леко от Свинячьего хутора, и городской сад с дубами «Двенадцать апостолов». И так же, как везде, как в самом Париже, простолюдинам устроены чревоугодные толчки — Старый, Новый и Сенной базары, и для кого попало ресторанчики, трактиры, «красные фонари» с намазанными желтобилетными ду-няшками... Чем не Париж в миниатюре?!»

Рис. 1.12 Схема основных функций по Генплану 1972 г.

Рис. 1.12 Схема основных функций по Генплану 1972 г.



Вывод.



С момента возникновения города и до настоящего времени планировочные идеи пережили по меньшей мере семь крупных этапов, отразивших различные экономические состояния города. В основном они совпадают с историческими периодами развития государства и характеризуются общими тенденциями, свойственными каждому историческому этапу.

Архитектурно-пространственная композиция развивалась по своим внутренним законам, пройдя путь от возникновения, единства к распаду. От последнего – к новым идеям по формированию единства архитектурного и планировочного решения.



Тлехусеж Юлия.
Опубликовано на сайте: 30 августа 2016.