Современный облик города Краснодара с позиции качественной среды проживания


Форма города никогда не существует отдельно от социального наполнения: она является матрицей, внутри которой мы организуем нашу повседневную жизнь, имея твёрдые о ней представления.

Цель регулирования градостроительства – формирование благоприятной среды жизнедеятельности, в наибольшей степени, удовлетворяющей коллективные и индивидуальные процессы населения. Благоприятная среда жизнедеятельности в современных и, особенно в перспективных условиях развития города, наряду с рассмотрением традиционных градостроительных аспектов, должна включать социально-экономические требования. Она должна учитывать особенности мест приложения труда, и их взаимосвязь с местами проживания, доступность культурно-бытовых, медицинских, образовательных, рекреационных и других объектов, расположенных в зонах тяготения крупных центров, полноценное формирование транспортной и инженерной инфраструктуры.

Тем не менее, в настоящее время мы наблюдаем широкое внедрение в ткань города жилой застройки объекты, не учитывающие эти требования, что изначально приводит к формированию среды не обеспеченной необходимыми функциями и лишает население возможности получения необходимых услуг.

Перед нами встаёт острый вопрос о необходимости формирования комплексного освоения территорий, формирующего новую качественную среду проживания, а также среду реконструированных районов, в которых проживает коренное население.

В последние годы в Краснодаре отмечен строительный бум, при этом, строительство социальной инфраструктуры за ним не поспевает. (рис. 1)

Высотная застройка трансформирует психологию человека и его биологические ритмы. Нельзя однозначно утверждать, что она негативно влияет на его здоровье, также, как и обратное.

Рис. 1. Схема оценки высотности города

Рис. 1. Схема оценки высотности города

В историческом центре Краснодара преобладает малоэтажная застройка, но в последние десятилетия здесь точечно ставили высотки, не заботясь о единстве стиля. В результате рядом со «стеклянными чемоданами» банков существуют одноэтажные строения, имеющие статус памятников архитектуры. Взять отель «Марриотт» и полностью загороженный им дом купца Лихацкого.

Рис. 2 Схема оценки качества среды с позиции высотной застройки

Рис. 2 Схема оценки качества среды с позиции высотной застройки

Большинство построенных в настоящее время жилых комплексов построены без учёта функции, что изначально создало среду непригодную к проживанию, или уничтожило то что было создано до 1990 годов. (рис. 2)

Гармоничная архитектурная картина города складывается лишь в том случае, когда рядом находятся дома пусть разных эпох и разной этажности, но ухоженные и облагороженные, - поэтому нужно продолжать вкладывать средства как в реконструкцию памятников архитектуры, так и приведение в порядок фоновой застройки.

Рис. 3. Схема высотных зданий, активно влияющих на облик города

Рис. 3. Схема высотных зданий, активно влияющих на облик города

- Высотное строительство не остановить, - считает создатель Независимого градостроительного совета Кубани архитектор Александр Жолтиков, - однако решение о возведении небоскребов в той или иной точке должно быть очень взвешенным. Ведь таким образом образуется высотный силуэт, который должен быть гармоничным и соразмерным - притом, что центральная часть Краснодара имеет уже сформировавшуюся застройку.

Выявлено, что Краснодар за последние 10 лет серьёзно изменил свой облик. Высотная застройка, которая стремиться предоставить «доступное» жильё, определена в исследовании как основной фактор влияния на качество среды и ОПК города. На двух основных схемах высотности (рис. 2; 3) раскрывается картина отсутствия градостроительного планирования территории города, учитывающей высотный силуэт города и качество среды проживания.

Рис. 4. Пашковский микрорайон, вид озёр.

Рис. 4. Пашковский микрорайон, вид озёр.

Рис. 5. Река Кубань, вид с Тургеневского моста.

Рис. 5. Река Кубань, вид с Тургеневского моста.

Рис. 6. Ул. Кубанская Набережная, река Кубань.

Рис. 6. Ул. Кубанская Набережная, река Кубань

Рис. 7. Новое строительство микрорайона гидростроителей.

Рис. 7. Новое строительство микрорайона гидростроителей.

Высотные здание возводятся огромными массивами застройки, не учитывающей природный масштаб среды. (рис. 4; 5; 6; 7)

Рис. 8. Новый жилой комплекс на ул. Уральской.

Рис. 8. Новый жилой комплекс на ул. Уральской.

Возведение зданий без учёта инфраструктуры (рис. 8)

Рис. 9. Высотная точечная застройка в малоэтажном жилом фонде. Рис. 9. Высотная точечная застройка в малоэтажном жилом фонде.

Рис. 9. Высотная точечная застройка в малоэтажном жилом фонде.

Анализ размещения высотных зданий показывает, что более половины застройки города в настоящее время могут быть отнесены к категории территорий с нарушенным композиционным построением, за счёт того, что здания высотой более 16 этажей размещаются хаотично со зрительным разрушением существующего малоэтажного жилья (рис. 9), составляющего основной композиционный фонд. Разрушена масштабность соотношения между рекой и зданиями (рис. 4; 5; 6). Высотные здания размещаются за счёт зелёных общественных пространств с разрушением среды проживания, в зонах прорывной волны Краснодарского водохранилища (рис. 7).

Быстрое развитие города по вертикали и горизонтали резко снижает привлекательность ландшафта местности. Интересные природные объекты — рощи, живописные холмы, берега рек и озер, надпойменные террасы смогут играть существенную роль в формировании городской среды, если будут сохранены и органично включены в систему городских зеленых насаждений, а это значит и в архитектурно-планировочную структуру города.

Оценка общественных зелёных пространств города (рис. 10) показала, что существует острая недостаточность в местах отдыха населения и необходимо принимать меры по её расширению и сохранению. Создать приоритет в градостроительной политике по формированию зелёных массивов при освоении новых территорий под строительство.

Качество среды жизнедеятельности граждан оказывает настолько значимое влияние на формирование их личности и развитие общества, что регулирование градостроительной деятельности, определяющей пространственную организацию обустройства этой среды, является одной из важнейших задач органов государственной власти и местного самоуправления.

Рис. 10. Схема оценки качества среды с позиции городского озеленения.

Рис. 10. Схема оценки качества среды с позиции городского озеленения.

Рис. 11. Схема оценки качества среды с позиции функций.

Рис. 11. Схема оценки качества среды с позиции функций.

Социальная, культурная и бытовая инфраструктура города выполняют основу городского развития, выполняя функции взаимосвязи всех подсистем города, осуществляют реализацию городского образа жизни. Но в настоящее время отдельные элементы находятся в процессе активного разрушения.

Проанализировав проблемы развития основных функций в городе Краснодар, можно сделать вывод, что без направленной политики восстановления народного хозяйства города, произойдёт полная стагнация городских функций.

На схеме (рис. 11) оценки качества среды с позиции городских функций, необходимых для полноценного существования горожанина, прослеживается тенденция к уменьшению пространств со средой, обеспеченной необходимым функциональным составом. Это происходит за счёт строительства новых территорий жилой застройки без предусмотрения каких- либо социальных или культурных услуг. По схеме видно, что практически 50 % городской застроенной территории с позиции функций можно считать некачественной средой проживания.

Качество среды чаще всего определяется доступностью необходимых услуг в процессе жизнедеятельности. Доступность может быть пешеходной, в пределах 800 метров, и транспортной, на которую человек в городе должен тратить не более двух часов своего дневного цикла.

Для исследования и определения радиуса транспортной доступности определена средняя скорость по городу в 10 км/ч. (рис. 12)

По схеме можно определить, что, учитывая современную транспортную систему города, житель Краснодара испытывает дискомфорт от передвижения и не может в комфортный промежуток времени достигнуть необходимых ему услуг.

Транспортная система города недифференцированная и требует перераспределения нагрузок.

Рис. 12. Схема оценки качества среды с позиции городского озеленения.

Рис. 12. Схема оценки качества среды с позиции городского озеленения.



Тлехусеж Юлия.
Опубликовано на сайте: 30 августа 2016.